Результаты масштабного опроса Нацбанка и Опендатабота
9 октября 2023
С начала полномасштабного вторжения в Украину возросла активность кибермошенников. Пользуясь ситуацией и сложным положением граждан, преступники адаптировали мошеннические схемы под сегодняшний день и обманывали людей, притворяясь банками или обещая финансовую помощь от имени государства, международных и благотворительных организаций. Опендатабот в партнерстве с Национальным банком Украины запустил масштабный просветительский проект, чтобы выяснить, как работают мошенники в военное время и научить украинцев противодействовать кибермошенничеству.
Опендатабот вместе с НБУ разработал просветительский проект для пользователей своих сервисов. Опрос и обучение в системе прошли более 112,9 тысячи пользователей.
В результате опроса было установлено, что 11% украинцев становились жертвой мошенников с начала полномасштабного вторжения.
Оказалось, что чаще всего преступники обманывают молодежь
По данным опроса, чаще украинцев обманывали во время покупки/продажи товара в интернете — с таким сталкивался каждый второй респондент (52,74%). Вторая по популярности злодейская схема — фишинговые ссылки (18,57%). В 12,04% мошенники сломали соцсети, а еще в 10,18% выманивали информацию по телефону и т.д.
При покупке/продаже товара в интернете | 3 133 | 52.7% |
---|---|---|
Из-за мошеннических ссылок | 1 103 | 18.6% |
Сломали соцсети и выманивали от моего имени деньги у друзей | 715 | 12.0% |
Выманили информацию по телефону | 605 | 10.2% |
Другое | 385 | 6.5% |
«Во время войны мошенники используют уязвимость граждан, их тревогу, затруднительное состояние. Противодействовать этому можно только через осведомленность и критическое мышление.
Характерно, что большинство случаев, когда граждане теряют свои средства, возникают из-за разглашения ими данных своей платежной карты, одноразовых паролей для подтверждения операций, данных для входа в интернет-банкинг.
Половина от общей суммы ущерба от мошенничества с платежными карточками произошла из-за социальной инженерии. Их можно было бы избежать, помня и соблюдая правила безопасного использования платежных карт»,
— отмечает директор Департамента платежных систем и инновационного развития Андрей Поддерегин.
По его словам, опрос, проведенный Опендатаботом совместно с Национальным банком, повысит эффективность информационной кампании по противодействию платежному мошенничеству #ШахрайГудбай, которую проводит Национальный банк вместе с Киберполицией.
Узнать, насколько вы обезопасены от мошенников, можно в сервисах Опендатабота.
За восемь месяцев 2023 года в Украине было открыто почти 60 тысяч производств о мошенничестве по ст.190 УКУ. Это больше, чем даже всего за два предыдущих 2 года: так, в 2021 было открыто 23,8 тысячи производств, а в 2022 — 32 тысячи.
#ШахрайГудбай — это информационная кампания НБУ и его партнеров, цель которой — научить украинцев правилам безопасности безналичных и онлайн-платежей.
Источник: Опендатабот
Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале
Канал Опендатабот