Бюджет страны не получает миллиарды гривен НДС, ввозной пошлины и акциза от сотен тысяч автомобилей, которые попали в Украину в режиме временного ввоза в 2016-2018 годах.
26 июля 2018
Ежегодно количество евроблях в Украине растет.
В июле, перед своими каникулами, Верховная рада приняла в первом чтении два законопроекта, которые должны решить проблему ввоза в Украину автомобилей с иностранной регистрацией.
Мы же получили данные от ГФС по количеству ввезенных автомобилей на еврономерах и информацию о количестве штрафов, связанных с ними.
Бюджет страны уже не получил миллиарды гривен НДС, ввозной пошлины и акциза от сотен тысяч автомобилей, которые попали в Украину в режиме временного ввоза в
Автор: Юрий Винничук
Материал подготовлен в партнерстве с БизнесЦензор.
В июле, перед своими каникулами, Верховная рада приняла в первом чтении два законопроекта, которые должны решить проблему ввоза в Украину автомобилей с иностранной регистрацией.
Первый законопроект № 8487 существенно снижает акциз налога на б/у автомобили, второй № 8488 — вводит большие штрафы за нарушение срока пребывания «блях» в Украине.
Когда и в каком состоянии эти законопроекты будут приняты во втором чтении — неизвестно. А пока депутаты отдыхают, в Украину продолжают массово ввозиться «евробляхи».
Мы собрали информацию об авто с иностранной регистрацией, чтобы составить представление о рынке «евроблях» в Украине.
В Украину автомобили с иностранной регистрацией въезжают по двум таможенным режимам: транзита или временного ввоза.
Первый позволяет автомобилю находиться на таможенной территории Украины не более пяти дней, или десяти — если водитель будет возвращаться через другой пропускной пункт.
В режиме временного ввоза автомобили можно ввозить в Украину без уплаты таможенных пошлин сроком до одного года.
По данным Государственной фискальной службы, в режиме транзит в 2016 году в Украину попало 127,5 тыс. автомобилей. В 2017 году эта цифра выросла почти в два раза — до 212 тыс. авто.
За первые шесть месяцев 2018 года (по состоянию на 18 июля) объемы транзита авто с иностранной регистрацией превысили показатели всего 2016 года и составили 152,4 тыс. штук.
При этом 57,9 тыс. «транзитных» автомобилей находятся в стране с нарушениями срока.
Если же говорить об авто, которые были ввезены в режиме временного ввоза, то в 2016 году в Украину было ввезено 616 тысяч «блях». В 2017 году объемы ввоза авто, которые имели право находиться в Украине, существенно выросли и составляли 753,3 тыс. штук. В январе-феврале 2018 года в Украину всего попало 493,3 тысячи «евроблях».
В то же время, по данным ГФС, в 2017 году совокупно в Украину въехали 11,2 млн транспортных средств, а за шесть месяцев 2018 такое количество транспортных средств составило — 5,1 млн единиц.
Таким образом, количество автомобилей, которые заехали в Украину в режимах «транзит» и «временный ввоз», составило 9% от общего объема авто, которые заехали в страну в 2017 году и 13% от объема всех авто, которые заехали в Украину в первой половине 2018 года.
Почти все «бляхи» были ввезены гражданами Украины. Так из 212 тыс. авто, ввезенных в прошлом году, только 11 тыс. завезли иностранцы. В январе-июле 2018 года иностранцы завезли 8,3 тыс. автомобилей, украинцы же — 144 тыс.
Если в режиме «транзит» основная масса авто завозится украинцами, то в режиме «временный ввоз» — все наоборот. Тут большинство «блях» было завезено иностранцами.
В 2016 году иностранцы завезли 566 тыс. авто, а украинцы — 50 тыс. В 2017 году на долю нерезидентов пришлось 696 тысяч «блях», а резидентов — 57 тыс.
В январе-июле соотношение иностранцы/украинцы было 454 тыс. авто против 38,7 тыс.
Все просто.
Завезти в Украину автомобиль в режиме «транзит» могут и украинцы, и иностранцы, а в режиме «временный ввоз» только иностранцы или работники иностранных компаний.
То есть это также может быть украинец, но ему нужно фиктивно трудоустроиться в иностранной компании.
Одна из схем выглядит следующим образом. Украинцы транзитом завозят «бляху» из Польши в Украину и едут на пункт пропуска на границе с Беларусью.
Там они выезжают из Украины на нейтральную территорию, где автомобиль разворачивается и в него садится гражданин соседнего государства, у которого есть доверенность от реального владельца «бляхи».
Заехав назад в Украину, подставной иностранец передает авто украинскому покупателю, а сам (часто пешком) возвращается домой.
Такие иностранцы — это граждане соседних стран, которые проживают в приграничных селах и городках и работают за вознаграждение.
Таким образом, в Украину автомобиль возвращается уже в режиме «временный ввоз».
Несмотря на то, что в народном воображении больше всего блях завозится из Литвы, эта страна занимает лишь второе место. Оттуда в Украину на 31 января 2018 было завезено 51,7 тыс. блях.
В то же время безусловным лидером, из которой было завезено больше всего блях, была Польша. В Украину дельцы ввезли 110,7 тыс. авто с польской регистрацией.
На третьем месте — Германия, откуда в Украину попало 19,8 тыс. авто с иностранной регистрацией, а на четвертом — Болгария с показателем 14,1 тыс. авто.
Из Чехии в Украину было ввезено всего на одну тысячу меньше.
Точной цифры, сколько автомобилей с иностранной регистрацией находится в Украине нет. Их трудно посчитать, поскольку определенное количество транзитных «блях» конвертируется в авто, которое находится в режиме «временного ввоза». Еще какой-то процент транзитных «евроблях» остается в Украине с нарушениями сроков.
Кроме того, все же некоторое количество автомобилей выезжает из страны, особенно активно этот процесс происходит в приграничных территориях.
Но можно установить соотношение блях к авто, которые зарегистрированы в Украине. По данным Министерства инфраструктуры, в 2017 году в Украине было зарегистрировано 6,9 млн легковых автомобилей. Соответственно в прошлом году доля автомобилей с иностранной регистрацией составляла 10% от общего количества легковушек.
Таможенники активно штрафуют украинцев за нарушение сроков пребывания автомобилей с иностранной регистрацией на территории Украины.
Как сообщили Opendatadot в Государственной фискальной службе, в течение января-июня 2018 года за нарушение сроков транзита автомобилей таможенные органы ГФС составили на физических лиц 14,2 тыс. протоколов и выписали штрафов на 92 млн грн.
За нарушение сроков временного ввоза «евроблях» было составлено 3,750 тыс. протоколов на общую сумму штрафов — 49 млн грн.
Однако, большая часть штрафов остается на бумаге. Как сообщили в ГФС, из 141 млн грн реально в бюджет Украины было взыскано только 48 млн грн.
Детальной статистики по 2017 году нет, чтобы сравнить, но общие цифры, которые мы получили от ГФС свидетельствуют, что в 2018 году вместе с увеличением ввоза «блях» в Украину увеличилось и количество админпротоколов за нарушение сроков пребывания автомобиля с иностранной регистрацией в Украине.
Так в 2017 году таможенники в отношении граждан, которые нарушили сроки транзита «блях» через Украину, составили 18,394 тыс. протоколов, оштрафовав их на 109,3 млн грн.
За нарушение сроков временного ввоза было составлено 4,360 тыс. протоколов, а общая сумма штрафов составила 56,3 млн грн.
В заключении Кабинета министров к законопроекту № 8487 «о легализации блях» говорится, что из-за его принятия и снижения акцизов на растаможку автомобилей, бюджет ежегодно будет недополучать два миллиарда гривен.
Но легализация этих автомобилей и их перерегистрация в Украине — намного лучший вариант по сравнению с нынешней ситуацией.
Если отбросить тот момент, что в Украине «бляху» неконтролируемо может приобрести любой за небольшие деньги и забыть об экологическом аспекте (завозится много старых дизельных автомобилей), то от их импорта уже сейчас бюджет недополучает миллиарды.
Так бюджет страны уже не получил миллиарды гривен НДС, ввозной пошлины и акциза от сотен тысяч автомобилей, которые попали в Украину в режиме временного ввоза в
Для примера, в январе-июне 2018 года импортеры завезли в Украину 35,5 тыс. новых легковых автомобилей, заплатив за них семь млрд грн таможенных платежей.
Источник: Опендатабот
Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале
Канал Опендатабот