Медицинская ошибка - люди не хотят посадить врача, они хотят компенсацию

Одно из самых важных изменений - отношения в сфере медицины перейдут в правовое поле.

30 октября 2017

История

Украинские пациенты не имеют доступа к медицинским документам, которые могли бы помочь защитить их права и стать доказательством в суде.

Что произошло

19 октября Верховная Рада приняла закон, который дает старт медицинской реформе. Одним из самых важных изменений является запуск системы электронного документооборота E-Health.

Почему это важно

Если система E-Health заработает, у пациентов появятся основания обращаться в суды для защиты своих интересов. Пока все документы хранятся только в бумажном виде, у пациента мало шансов отстоять свои права.

В одесском роддоме была допущена медицинская ошибка. Новорожденному не сделали вовремя скриннинг, а родителям не сообщили об отсутствии этой тест-системы и необходимости пройти этот обследование.

Семья обратилась в суд. Суд первой инстанции постановил выплатить истцу 500 тысяч гривен моральной компенсации, но апелляционный суд уменьшил эту сумму в 10 раз.

О том как проходят судебные заседания по делам о медицинских ошибках, и какие документы должны быть у пациента, мы говорили с медицинским юристом, партнером юридической компании «Би Кей Би» Максимом Барышниковым.

Что такое «медицинская ошибка» с юридической точки зрения?

Термина «медицинская ошибка» в украинском юридическом законодательстве не существует. Под врачебной ошибкой стоит понимать случаи, когда права пациента на своевременную, полную и независимую медицинскую помощь были нарушены.

Обычно медицинской ошибкой считают случаи, которые негативно влияли на здоровье пациента. Например, когда врачи отрезали пациенту правую ногу вместо левой. Но с юридической точки зрения нарушение прав пациента — это и несвоевременная выдача справки и отказ принимать пациента.

Если мы обращаемся к доктору, то какие документы нам нужно собрать, чтобы в случае необходимости защитить свои права?

В случае возникновения споров, вам нужно будет доказать факт обращения в медицинское учреждение. Он должен быть зафиксирован письменно. Если нам все таки удасться перейти к электронному документообороту, то такой факт будет фиксироваться автоматически.

В частных клиниках помогает коммерциализация. Как правило, у вас есть документы об оплате.

В государственных и муниципальных лечебных заведениях, как правило договора с пациентами не заключаются. Но есть документы, которые необходимо оформлять. Существуют несколько приказов Министерства здравоохранения, которые утверждают списки и формуляры медицинской документации. Ее нужно вовремя создавать, заполнять разборчивым почерком и подписывать должным образом.

Но проблема в том, что в Украине ходят к «своим докторам». Это значит, что вы зайдете к врачу, минуя регистратуру. Он не заинтересован, чтобы по его документации у него было 105 пациентов, а по данным регистратуры 100. Поэтому факт обращения не будет зафиксирован, а рецепт будет выписан на вырванном из блокнота листе бумаги.

Какие документы мы должны собрать, пока сидим в очереди у врача?

Вам нужно:

  • Подтверждение, что вы обратились именно в это лечебное заведение
  • Результаты всех лабораторных исследований
  • Диагноз
  • Рекомендации врача

Всё это должно быть оформлено в письменном виде и заверено печатью и подписью.

Что делать, если врач поставил несуществующий диагноз?

Существует международная классификация болезней- МКБ-10. Вас могут лечить только от болезней, которые указаны в этом списке.

Кроме того, каждая болезнь предусматривает несколько тактик лечения. Например, если у вас нарушение зрения, то врач может сказать вам, что вы должны носить очки или линзы или сделать лазерную коррекцию. Каждый способ несет в себе риски, о которых врач должен сказать вам. Конечный выбор тактики остается за пациентом, врач может только дать рекомендации.

Перед тем, как начать лечение, вы должны подписать соглашение об уведомлении. Этот документ подтверждает, что врач предоставил вам полную информацию о лечении.

Постановка неправильного или несуществующего диагноза, непредоставление полной информации о лечении являются нарушением прав пациента.

Однажды моя знакомая приехала в частную клинику с ожогом, по её словам, у неё был болевой шок. Перед тем как помочь, персонал клиники попросил её подписать документы, в которых говорилось, что врачи ни за что не отвечают. Это законно?

Вполне. Главная задача юриста в медицинском учреждении — это сделать так, чтобы как минимум, никого из персонала не посадили.

Вам же не стоит волноваться по нескольким причинам. Во-первых, нет никакой связи между этим документом и качеством медицинских услуг. Во-вторых, если ситуация дойдет до суда, то там, поверьте мне, все всё понимают. Вы можете доказать, что этот документ не имеет юридической силы.

Поэтому, если речь идет о том, чтобы получить или не получить вовремя медицинскую помощь, то подписывайте документ и лечитесь.

Если говорить о более сложных случаях, не о первичной, а специализированной медицинской помощи, то документов у пациента должно быть на порядок больше?

Это зависит от ситуации. Но, поверьте, и анестезиолог заполняет документы, и лечащий врач, и хирург. По каждой операции ведется журнал. Масса бумаг!

То есть как только пришел в себя после операции, стоит сразу ползти к ксероксу?

Нет, не обязательно это делать сразу. Но при выписке получите все документы.

Дело в том, что из-за нехватки времени, много документов заполняется постфактум. Боюсь, что сразу после операции они не будут готовы. Главное по свежим следам сделать заверенные копии и изучить документы на предмет соответствия фактам.

Ещё раз. Какие документы должны остаться у вас после выписки.

  • Выписка
  • Копия истории болезни. Это основной массив информации (тут должна быть информация обо всех анализах, обследованиях, выводах, решениях, порядке действий и т.д.)

Копии должны быть с печатями?

Да, все должно быть заверено. Подпись и печать руководителей, которые действуют на момент оформления этих копий должны быть проставлены на каждой странице истории болезни.

В случае обращения в суд, какие нюансы мы должны знать?

Дело в том, что обычно судебные разбирательства по медицинскому праву — это определение фактов и обстоятельств, в которых никто из присутствующих не разбирается. Судья, его помощник, адвокаты сторон — они все юристы. Поэтому прежде всего нужна экспертиза. С одной стороны это затягивает процесс, а с другой стороны делает его более дорогим.

В странах, где страхование гражданской ответственности медицинских учреждений и персонала является обязательным, большинство таких дел обычно не доходит до суда. Люди не хотят посадить врача, они хотят получить компенсацию.

Если бы у нас всё было застраховано, пациентам было намного легче. Но у нас пока этого нет.

Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале

TelegramКанал Опендатабот