НБУ и Опендатабот запустили сервис по борьбе с незаконными действиями коллекторов

В Опендатаботе появилась инструкция по защите от незаконных действий коллекторов и возможность направить жалобу в НБУ.

5 июля 2021

Более 2,5 миллионов пользователей Опендатабота получили возможность защитить себя от противоправных действий коллекторов.

Систему общения с коллекторами разработали Юридическая клиника Школы права УКУ и компания Bot&Partners в рамках программы НБУ «Знай свои права».

Сервис стал частью Опендатабота и доступен 24/7 в мессенджерах и в приложении. С помощью сервиса пользователи могут узнать, как защитить свою приватность, проверить себя в государственных реестрах и подать жалобу в Национальный банк Украины.

Несмотря на то, что закон регламентирует действия коллекторов, в Национальный банк продолжают поступать жалобы на нарушения коллекторами норм этической работы. За этот год НБУ уже получил 3142 письменные жалобы и 8258 устных обращений в контакт-центр о неэтичном поведении коллекторов.

Должники в основном пишут жалобы на:

  • неэтичное поведение коллекторов — 1422 жалобы или 45%,
  • использование персональных данных третьих лиц — 1189 или 38%,
  • агрессивное поведение сотрудников коллекторских служб — 398 или 13%
  • разглашение персональных данных заемщиков — 133 или 4%.
Топ жалоб на коллекторов в Украине
Неэтичное поведение 1 42245.3%
Использование персональных данных третьих лиц 1 18937.8%
Агрессивное поведение39812.7%
Разглашение персональных данных заемщиков1334.2%

В марте был принят закон, который защищает должников при урегулировании просроченной задолженности. Согласно новому закону, коллекторы получили четкий регламент по этичной работе.

В частности запрещено:

  • искать и использовать данные должников о графике работы, состоянии здоровья, встречах, путешествиях и информации в соцсетях
  • использовать угрозы, шантаж, совершать психологическое и физическое давление
  • вводить в заблуждение о сроке погашения и размере долга, требовать компенсировать работу коллекторов и стоимость мероприятий, направленных на погашение долга
  • взаимодействовать с 20:00 до 9:00, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни по собственной инициативе коллекторов
  • пользоваться сервисом автодозвона более 30 минут в сутки
  • сообщать третьим лицам о наличии задолженности или требовать от них принять на себя обязательства по задолженности, если другое не указано в кредитном договоре
  • вредить репутации
  • встречаться без уведомления и согласования этой встречи
  • взаимодействовать с должником и связанными лицами в случае, если человек находится в больнице, является недееспособным или ограниченным в дееспособности лицом, инвалидом 1 группы или несовершеннолетним лицом с момента получения подтверждающих документов
  • взаимодействовать более двух раз в сутки, кроме случаев, когда инициатива идет от должника (взаимодействие с помощью средств связи считается состоявшимся, если лицу передано информацию о размере просроченной задолженности, порядок ее погашения, размер неустойки и других платежей, взимаемых в случае невыполнения обязательств по договору о кредите или в соответствии с законом)

Кроме того, следует помнить, что на законных основаниях действуют только те коллекторы, которые включены в соответствующий реестр коллекторских компаний. Об этом сказано в Законе Украины «О потребительском кредитовании». Только такие компании имеют право помогать кредитодателям урегулировать просроченные задолженности.

Напомним, что сейчас более 2 миллионов украинцев находятся в реестре должников. За год их количество выросло на 18%.

Чтобы воспользоваться инструкцией по общению с коллекторами:
  1. В главном меню нажмите «Допомога»
  2. После этого выберите кнопку «Як захиститися від колекторів»

Получайте аналитику от Опендатабот в Телеграм канале

TelegramКанал Опендатабот

Коллекторы